Стржига — демон в легендах Силезии. Чтобы стржига не могла вредить людям, нужно было выкопать её и проколоть ей сердце дубовым колышком (но только по легендам Силезии, поскольку в аналогичных легендах соседних народов утверждалось, что наилучшим средством является осиновый кол) либо отрезать ей голову и затем ударить её по ногам. Если кого-то при жизни могли заподозрить, что после смерти он станет стржигуном, то его хоронили ртом вниз и вставляли ему под губы камень; другим способом были похороны с серпом у головы или посмертное обезглавливание и похороны головы отдельно от тела. Внутреннее строение и образ жизни В отличие от вампиров, стржигой, согласно силезским поверьям, человек рождался сразу. При жизни стржига имеет два сердца, две души и два ряда зубов, причём второй ряд не заметен на первый взгляд. Этим объясняется второе название стржиг — двудушницы или двудушники. Известны случаи, когда за стржиг принимали младенцев, рождавшихся с развитыми зубами. Считалось, что после смерти стржиги одна душа покидала тело, а другая оставалась в нём и продолжала жить в теле в гробу, в котором его похоронили. Стржиги также изображались иногда и как совы, обитающие в тёмных лесах и нападающие на одиноких путников, убивающие их, высасывающие их кровь и поедающие внутренности. Считалось, что стржиги ведут ночной образ жизни и охотятся на людей, убивая их и выпивая их кровь, а также разнося моровые болезни. Происхождение поверья В Силезии бытовало поверье, будто умершие покойники-стржиги могли наслать смерть на всю семью и их соседей. Эти поверья широко распространялись во времена страшных эпидемий, когда люди один за другим умирали в различных селах, а люди не понимали, почему это происходит. Считалось, что некоторые умершие могут выбираться из могил и пугать, убивать и звать людей по ночам, делать им разные подлости и резать скот. Считалось, что если в округе везде умирали люди, то рядом обитает стржига. В Нижней Силезии монстра ещё называли Nachzehrer или Wiedergänger, а в Верхней — стржига, если это была женщина, или стржигун, если это был мужчина. В легендах сообщалось также, что можно украсть у стржиги покойника, которого она ходит пожирать, и затем лечь в гроб самому, пнув её, когда она подойдёт; она не сможет тотчас же убежать в свой гроб, а будет драться, но это было очень и очень опасно, и в легендах говорилось, что было мало таких, кто себе такое позволял. Иногда говорилось, что укушенный стржигой человек не умирал, а постепенно превращается в такую же стржигу. Наконец, отмечалось, что время от времени стржиги могут утолять свой голод кровью животных. Свидетельства О стржигах из Силезии известно в том числе из Contra incubum, alias latalecaem, исторического документа XV века. О стржигах, которые живут в собственных гробах, едят покойников либо грызут собственные пальцы, в этом столетии писали Мартин Бом и Иоахим Кураус. Два известных случая якобы стржигунов — самоубийцы-сапожника из Бреслау и Йоханнеса Кунтиуса из Бенниша (Верхний Бенешов возле Крнова) — также были описаны врачом из Бреслау Мартином Вайнрихом, во вступлении к книге, написанной Джованни Франческо Пичо дела Мирандоли, которая была издана в 1612 году в Страсбурге. Йозеф Ломпа был одним из тех, кто собрал много историй и рассказов о стржигах. Известно, что во всей Европе ещё не было толком известно о сербских вампирах, а в книжке Sympathetisch- und Antipathetischer Misch Masch 1715 года уже говорилось о стржигах из окрестности Трновских гор. Там было описано, как они выглядят, как могут обмануть людей и как из-за них можно заблудиться. Также там было описание об угрозе быть похищенным стржигой. И только потом, уже во всеуслышание, было заявлено о том, что описаны якобы сербские вампиры. Этих сербских вампиров исследовали в 1732 году три австрийских врача, которые служили в армии, — Флюкингер, Сигель и Баумгартен. Несколько историй из сербской области Медвежья эти врачи описали в отчете Visum et repertum. Этот отчет вызвал бурную реакцию во всей Европе (так называемое «Вампирское безумие»), и дискуссия о вампирах продолжалась до 60-х годов XVIII века. Некоторые из дискутировавших, например, Августин Кальмет, вспоминали дополнительно ещё и о силезских стржигах. А в Силезии тем временем даже ещё и не слыхали о сербских вампирах. Ещё в том же самом 1732 году писал о них военный врач Пол, а потом Кристиан Стиф в «Силезском историческом лабиринте», где он вспомнил ещё и о тех стржигунах, о которых прежде писал Вайнрих. Только потом на этой основе различные писатели в романах уже никак не позволяли присутствовать в образе стржиги мужику из провинциальной глухомани, а делали вампирами только графов и принцев. В XIX веке множество свидетельств о стржигах собрал Йозеф Ломпа, и впоследствии их оказалось немало ещё и в сборнике Рихарда Кюрнауа и в Zarańu Ślůnskim. Стржиги в силезском фольклоре и возможное происхождение образа В силезском фольклоре известно несколько рассказов о стржигах, в которых покойник гулял три дня, пока не обращали внимание на его гроб. Кроме того, ходили истории о стржигунах, которые происходили из королевского или ксёндзовского рода. В каждом уголке Польши в XVIII веке фольклор о стржигах угас либо трансформировался в культ упырей или вампиров; даже в Верхней Силезии для них придумали новые названия. Остался только образ стржиги, который связывался с эпидемиями, — происхождение такого образа стржиги связано с тем, что во времена мора людей хоронили в очень больших количествах и иногда погребали кого-то, кто был ещё жив, но просто был сильно ослаблен. Когда их эксгумировали, то тела погребённых часто были удивительно неестественно перекошены, с поцарапанными лицами и кровью на губах. Поэтому люди и думали, что это стржига, и могли похоронить покойника во второй раз. Также есть предположения, что некоторые заживо похороненные могли всё же самостоятельно выбираться из гробов, но из-за их ужасного внешнего вида их принимали за стржиг и убивали.